Дикси увеличивает долю прямых поставок и откажется от услуг дистрибуторов

В течение ближайших двух лет “Дикси” увеличит число прямых контрактов с поставщиками в два раза, чтобы в перспективе довести долю напрямую поставляемых производителями товаров в своем ассортименте до максимально возможной. Последние несколько лет компания налаживала собственную логистику, что теперь позволяет ей отказываться от услуг дистрибуторов и снижать закупочные цены. По этому же пути идут практически все крупнейшие торговые сети страны.

О планах ГК “Дикси” (сети “Дикси”, “Виктория”) увеличить долю договоров прямой поставки “Коммерсанту” рассказал ее вице-президент по коммерческой деятельности Хуан Жиральт Сильва. Поставки, например, овощей и фруктов напрямую от производителя позволяют снизить их себестоимость примерно на 10%, при этом усилив контроль над качеством, подчеркивает он.

На сегодняшний день в формате “магазины у дома” “Дикси” уже получает около 80% товара по прямым договорам, но в зависимости от сезона и категории эта цифра может меняться. Увеличение числа прямых контрактов будет происходить в первую очередь за счет новых договоров, и это приведет к увеличению их доли в матрице до максимально возможной, уточнил представитель “Дикси” Антон Пантелеев. “Работа по пересмотру существующих поставок тоже будет идти, но совсем отказаться от услуг дистрибуторов компания не планирует, чтобы сохранить в ассортименте продукцию небольших производителей”, — отмечает он.

Последние пять лет “Дикси” активно инвестировала в развитие логистики: строила распределительные центры и покупала автотранспорт, благодаря чему ритейлер сегодня лидирует по уровню централизации поставок среди крупнейших федеральных сетей, говорит гендиректор “Infoline-Аналитики” Михаил Бурмистров. Новый менеджмент (в марте текущего года компанию возглавил Педро Перейра да Сильва, до этого руководивший португальской Jeronimo Martins Group) “Дикси” добился успеха с сетью Biedronka, которая стала лидером рынка Польши, именно за счет фокуса на стратегическом партнерстве с местными производителями, заключая с ними долгосрочные договоры, которые снижают риски обеих сторон, напоминает Михаил Бурмистров.

Представитель X5 Retail Group (“Перекресток”, “Пятерочка”, “Карусель”) говорит, что около 80% договоров торговой сети “Пятерочка” заключено напрямую с производителями. Среди договоров с дистрибуторами большая доля региональных производителей алкоголя, а также импортные товары, в том числе алкоголь, фрукты и овощи. Компания в настоящее время решает задачу по переводу 100% контрактов во всех категориях напрямую на производителей, “что позволит обеспечивать лучшее ценностное предложение для покупателей”.

О заинтересованности в прямых контрактах также говорят представители сетей Auchan и “Глобус”. “Это экономит затраты, позволяет снижать цену на полке”, — поясняет Мария Курносова из Auchan. На текущий момент доля прямых контрактов с производителями в категории “продукты питания” — как краткосрочного, так и длительного хранения — составляет 80%, отмечает Наталья Рычкова из “Глобуса”. Она добавляет, что прямые договоры позволяют также лучше контролировать свежесть продуктов и прогнозировать объемы закупки и продаж. В следующем году ритейлер намерен увеличивать представленность местных региональных поставщиков сельскохозяйственной, молочной, фермерской продукции за счет прямых договоров, добавляет госпожа Рычкова. В свою очередь, Мария Курносова напоминает, что нередко дистрибуторы обеспечивают товару добавленную стоимость, например решая логистические проблемы производителя.

Дистрибутор консолидирует продукцию нескольких предприятий и оптимизирует логистику таким образом, чтобы минимизировать транспортные расходы, поясняет директор по развитию “Руспродсоюза” Дмитрий Востриков. “Как правило, дистрибуторы работают со всеми форматами торговли в отдельном регионе, включая традиционную розницу, рынки и сегмент HoReCa”, — продолжает он. При этом прямые поставки повышают маржинальность, улучшают управление маркетингом, но при работе без посредника все риски (например, штрафные санкции сети, возвраты) ложатся на плечи самого производителя, отмечает господин Востриков.

"Магнит" увеличил штрафы для поставщиков в три раза

Крупнейшая в России розничная продовольственная сеть «Магнит» ужесточила наказание за нарушение условий поставок в ее магазины. На сайте компании опубликовано информационное письмо партнерам-поставщикам за подписью финансового директора «Магнита» Хачатура Помбухчана. Оно гласит: с 24 июня компания меняет условия типового договора, связанные с санкциями, чтобы повысить «уровень выполнения заказов» и улучшить качество поставляемых продуктов. 

Штрафы за наиболее частые типы нарушений выросли в разы. Раньше за поставку меньшего или большего, чем договорились, количества товаров, нарушение сроков и ассортимента «Магнит» мог штрафовать поставщика на 5% от стоимости партии. По новым условиям ритейлер может оштрафовать его за отсутствие обещанной поставки на 15% от стоимости непоставленного товара, за неполную поставку или срыв сроков – на 15% от стоимости партии, условия поставки которой нарушены. За поставку лишнего поставщику придется заплатить 15% от стоимости всей партии, а если ритейлер отказался продавать излишек, то еще и самостоятельно вывезти его.

Ужесточение касается и документов. Раньше, если поставщик предъявил не все необходимые документы на товар, «Магнит» мог взыскать с него 5% от стоимости партии с нарушениями. По новому типовому договору штраф вырастет до 15%, причем теперь это касается и электронного документооборота.

Договоры по новым правилам «Магнит» начал заключать с того же дня, когда депутаты Госдумы одобрили в последнем, третьем, чтении поправки в закон о торговле (большая часть изменений вступает в силу уже завтра). До сих пор максимальный бонус, которым поставщики могли вознаградить ритейлера за большие закупки, был ограничен планкой в 10% от стоимости поставки. По новому закону это 5%, в которые теперь включены еще и услуги по логистике, обработке и продвижению товаров.

Помбухчан называет изменение штрафных правил «обычной работой», которая не связана с изменениями закона, а нацелена на сокращение потерь сети.

«Магнит» пытается решить проблемы, специфичные для него, согласен директор «Infoline-аналитики» Михаил Бурмистров: это самая большая сеть и по обороту (выручка за 2015 г. – 950, 6 млрд руб.), и по числу магазинов (12 089), и, например, неправильные документы могут парализовать работу с товаром по всей цепочке. В конце июля менеджмент «Магнита» обещает раскрыть инвесторам стратегию поддержания роста, напоминает Бурмистров, и ему важно обеспечить наличие товара в магазинах. Раньше «Магнит» относился к этому менее требовательно, признает он: «Если основные конкуренты били тревогу, когда в наличии имелось 95% ассортимента, то у «Магнита» иногда могло быть и 90%».

Но поставщики увязывают действия «Магнита» с изменениями закона о торговле. «Ряд сетей» пытаются, повышая штрафы, компенсировать утраченные поступления от сборов за фальш-маркетинг (услуги, которые оплачены по договору, но не оказаны), но кончится дело тем, что в законе закрепятся максимальный размер штрафов и список оснований для их взимания, переживает один из поставщиков. 

Ужесточение штрафов – новые риски для поставщиков и, «вполне вероятно», они решат заложить их в цену товара, рассуждает представитель «Опоры России». Это может превратиться в «скрытое вознаграждение» сети от поставщика.

Сколько ритейлеры зарабатывали на ретро-бонусах, неизвестно. Эксперты Центра макроэкономического анализа и краткосрочного прогнозирования считали, что, если бы предельный их размер снизился с 10 до 3%, это вызвало бы перераспределение между сетями и поставщиками 540 млрд руб.

Представитель второй по обороту торговой сети в стране – X5 Retail Group – не смог уточнить, поменяются ли штрафы для поставщиков, но сообщил: компания приводит договоры в соответствие с новыми законами. Пресс-служба «Дикси» отказалась отвечать на вопросы о штрафах, представители «Ленты», «Ашана», Globus, «О’кей» на запросы не ответили.

Если до кризиса 2008 г. торговые сети больше пугали поставщиков штрафами, то после 2008-2009 гг, когда был принят закон о торговле, штрафы стали для них средством заработка, полагает председатель совета директоров КБК «Черемушки» (поставляет кондитерские изделия в «Магнит») Сергей Щедрин. А в связи со свежими поправками в закон о торговле сети могут начать пересматривать стоимость контрактов и просить поставщиков снизить отпускные цены, рассуждает он. Те могут и не согласиться, но в случае расторжения контракта перед поставщиком встает выбор: еще полгода поставлять продукцию по старой, невыгодной цене, работая в убыток (договор поставки обычно годовой), или заплатить утроенный штраф с этой полугодовой поставки. Если условия работы с «Магнитом» станут совсем невыгодными, КБК «Черемушки» предпочтет отказаться от сотрудничества, говорит Щедрин.

Штрафы – прежде всего дисциплинарный инструмент, а не способ получить дополнительный доход, а «Магнит» четко исполняет Кодекс добросовестных практик для торговли, говорит директор по развитию ассоциации производителей и поставщиков продовольственных товаров «Руспродсоюз» Дмитрий Востриков. Хотя «Магнит» и повысил штрафы за недопоставку, но их размер по-прежнему в пределах, установленных комиссией по соблюдению кодекса, рассуждает он. «По новым нормам закона о торговле срок отсрочки платежа не зависит от предоставления поставщиком документов на товар – вероятно, сеть хочет стимулировать поставщиков предоставлять документы вовремя и в надлежащем виде», – предполагает Востриков. Впрочем, штраф за неправильно оформленные документы в 15% от стоимости партии кажется ему все же «несколько завышенным».

Запад учится есть продукты утратившие свежесть

Кэролин Пеллегрини из Монреаля год проработала в пекарне и все это время с большим неудовольствием наблюдала, как выбрасывается нераспроданный товар, от сэндвичей до тортов. В марте она представила мобильное приложение Ubifood, с помощью которого можно в конце дня приобрести разного рода списанную еду со скидкой до 80%. Сейчас приложением пользуется 5 тыс. покупателей и почти 40 продавцов.

Похожий сервис работает в Торонто. Продуктовые сети поддержали начинание — так, Loblaws предлагает скидку до 30% на поврежденный и деформированный товар. К слову, в 2014 году консалтинговая фирма Value Chain Management подсчитала, что ежегодно в Канаде выбрасывается продуктов питания на $31 млрд.

Озабочены проблемой и в Европе. В Дании открылся супермаркет Wefood, в котором распродается еда, перевалившая за срок «употребить до». Это не означает, что она испортилась, утверждают сотрудники Wefood, еда лишь миновала период первозданной свежести, и, возможно, как-то пострадал товарный вид. А к примеру, во Франции нераспроданные продукты питания выбрасывать запрещено — их следует передавать благотворительным организациям или отправлять на фермы в качестве корма для животных.

По данным продовольственной и сельскохозяйственной организации ООН, пишут «Деньги», под списание идет примерно треть всей производимой еды, а лидируют здесь фрукты и овощи — выбрасывается в итоге 45% урожая.

Картофель фри: как избежать опасности?

Полезных продуктов с каждым днем становится все меньше. Уровень загрязнения окружающей среды повышается, а вместе с ним падает качество натуральной пищи. Чем же опасен картофель фри для нашего здоровья?

Даже самый высококлассный, правильно приготовленный картофель фри имеет в своем составе сильный канцероген акриламид, исходя из результатов исследований Международного агентства по изучению онкологических заболеваний. Команда ученых из Айдахского университета изучила картофель 149 различных сортов. Целью исследования было определение двух особенно важных видов овоща: наиболее часто используемого для приготовления картофеля фри и самого безвредного для здоровья, образующего наименьший процент акриламида.

Насколько опасен картофель фри и пригоден ли он вообще для употребления

В пяти различных регионах США, почва которых самая благоприятная для выращивания картофеля, были высажены «подопытные». Образцы каждого полученного урожая тщательно изучались в лаборатории университета, где овощи были помещены в аналогичные коммерческим условия хранения. По истечению двух недель исследователи сначала проверили уровень содержания сахара и предшествующей появлению акриламида аминокислоты аспарагин в сыром картофеле. Затем изучаемые овощи были проверены в готовом к употреблению виде. Выяснилось, что после жарки разные сорта картофеля производят разное количество канцерогена.

Исходя из полученных учеными результатов, так называемый, «опасный» картофель фри может быть совершенно безвредным для нашего здоровья, если готовить его правильно и из отборного сорта. Однако, как обозначил руководитель исследования Yi Wang, сегодня важно идентифицировать связанные с уровнем акриламида в картофеле гены, чтобы максимально снизить количество этих опасных веществ в его составе. Акриламид «сопровождает» большинство продуктов, приготовленных при высоких температурах, поэтому ученые Айдахского университета продолжают активную работу в этом направлении для нахождения возможности полностью исключить канцероген из любимой еды.

Еще статьи...

  1. На добрую память
  2. Доля импортного мяса в РФ в 2015 г. составила 10%
  3. В 2017 году в России введут продуктовые карточки
  4. Все продуктовые рынки Подмосковья должны обзавестись ветеринарными пунктами к концу года
  5. Россия вводит запрет на поставки свинины из Канады.
  6. Индия накормит россиян буйволятиной
  7. Россельхознадзор приостанавливает поставки мяса из Молдавии в Россию с 27 октября
  8. Медведев признал зависимость России от импорта мяса
  9. Россельхознадзор выявил геном АЧС в мясных продуктах белорусской компании
  10. Война санкций: вред или польза?
  11. Тушёнка. Что дальше?
  12. Новый запрет на ввоз в РФ импортного мяса.
  13. США потеряли свыше 5 миллиардов долларов после запрета ввоза мяса в РФ
  14. Продукты на новогоднем столе для россиян станут «золотыми»
  15. Суд о банкротстве краснодарского завода "Балтимор" начнется 19 ноября
  16. Литовские мясопереработчики борются за место на российском рынке
  17. «Азбука вкуса» делает ставку на средний класс
  18. Обязательная маркировка ГМО-продуктов не прошла в США